Законодательное регулирование медиации
ФОТО: www.flickr.com
Моисеева Юлия Валерьевна, юрист, медиатор
В этой статье мы рассмотрим вопрос о законодательном регулировании медиации, правовых нормах и других юридических средствах, направленных на упорядочение отношений в процессе медиации между сторонами спора, медиатором и третьими лицами.
Современная система разрешения конфликтов формировалась многие века, и сегодня в разных странах, в том числе и в России, она год от года совершенствуется в соответствии с вызовами времени, национальными традициями, экономическими и политическими реалиями.
На сегодняшний день во всем мире, в том числе и в России, люди стали все чаще прибегать к помощи медиаторов при разрешении различных споров.
Последние изменения в действующем законодательстве РФ усовершенствовали порядок осуществления примирительных процедур при осуществлении судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.
В связи с принятыми изменениями в законодательстве РФ можно сделать вывод о том, что на первое место здесь выходят вопросы медиации как альтернативного метода решения конфликтов и споров.
Основой регулирования института медиации в Российской Федерации являются нормативно-правовые акты международного и государственного уровней.
Законы, которые стали основой для становления медиации:
1) Закон ЮНСИТРАЛ «О международной коммерческой согласительной процедуре» от 19 ноября 2002 г., вводящее концепцию процедуры соглашения, регулирует выбор сторонами медиатора, определяет начало, проведение и прекращение процедуры медиации и устанавливает обязательное соблюдение соглашения о медиации, заключенного сторонами.
2) Директива 2013/11/ЕС Европейского парламента и Совета от 21 мая 2013 г. в области политики альтернативного разрешения споров по делам потребителей определяет, как разрешать внутренние и трансграничные споры, связанные с выполнением обязательств по договорам купли-продажи или оказания услуг. Этот нормативный акт устанавливает принципы свободы, прозрачности, процессуальной эффективности, беспристрастности, нейтралитета и профессионализма медиатора, на которых основан институт медиации.
3) Директива Европейского Парламента и Совета Европейского союза 2008 г. «О некоторых аспектах медиации по гражданским и коммерческим делам». Директива охватывает критерии обеспечения качества процедуры медиации, допустимости помощи судебного органа в доступе сторон к медиации в судебном разбирательстве и гарантии конфиденциальности информации, полученной во время процедуры медиации и переданной сторонам спора.
Нормативная база, регулирующая деятельность процедуры медиации:
1) Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» – установлена сама процедура.
2) Гражданский кодекса РФ.
3) Гражданско-процессуальный кодекса РФ.
4) Арбитражно-процессуальный кодекс РФ.
5) Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 102-ФЗ «О третейских судах».
6) Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ».
7) Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе» (ст. 30.1) — регламентация рекламы медиации как способа разрешения споров.
8) Основы законодательства РФ о нотариате (ст. 59.1.) — порядок нотариального удостоверения медиативного соглашения.
Дополнительная регламентация.
1) Постановление Пленума ВАС РФ от 18 июля 2014 года № 50 «О примирении сторон в арбитражном процессе».
2) «Справка о практике применения судами Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника за 2015 год» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016).
Новое в законодательстве РФ о медиации.
Минюст России готовит законопроект о внесении изменений в процедуру медиации. В 2025 году на обсуждение был вынесен законопроект, предлагающий сделать медиацию обязательной процедурой для разрешения ряда семейных споров. Эта инициатива направлена на то, чтобы сократить количество судебных разбирательств и помочь супругам, родителям и детям находить компромисс мирным путем.
С 5 февраля 2025 года нотариусы стали строже проверять соглашения о возврате долгов, урегулированные с помощью медиации. Теперь они обязаны требовать документы, подтверждающие, что деньги или имущество действительно были переданы заёмщику. Это сделано для безопасности и прозрачности сделок.
В 2025 году медиация закрепляется как один из ключевых трендов в сфере разрешения конфликтов. Этот подход становится востребованным среди представителей бизнеса и частных лиц, вытесняя судебные разбирательства как слишком долгий и затратный процесс.
По статистике, до 80% конфликтов, переданных на медиацию, заканчиваются успешным заключением медиативного соглашения. Это инструмент уже доказал свою эффективность. В ближайшие годы медиация будет активно развиваться благодаря своей универсальности и доступности.
В современных условиях, где репутация, время и деньги играют решающую роль, медиация предлагает эффективное, экономичное и гибкое решение споров.
Будем следить за дальнейшим развитием законодательства о процедуре медиации.