Суд приговорил экс-главу «Автодора» к 12 годам и взыскал с него ₽2 млрд
ФОТО: Сергей Кельбах // Сергей Фадеичев / ТАСС
Опубликовано: РБК. 18.06.2024
Суд признал экс-главу «Автодора» Сергея Кельбаха виновным в злоупотреблении должностными полномочиями при строительстве ЦКАД и приговорил его к 12 годам. Ущерб от действий топ-менеджера следствие оценивало более чем в 2 млрд руб.
Во вторник, 18 июня, Тверской районный суд Москвы отправил на 12 лет в колонию общего режима бывшего председателя правления госкомпании «Автодор» Сергея Кельбаха, сообщили РБК в суде. Суд также постановил взыскать с него почти 1,9 млрд руб. в пользу Минтранса.
Кельбах осужден по обвинению в злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 3 ст. 285 УК) при строительстве Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Московской области в 2014–2018 годах. Экс-глава госкомпании был взят под стражу в зале суда. Адвокат Кельбаха Игорь Фетисов сказал РБК, что защита будет обжаловать приговор.
Обвинение запрашивало для него 14 лет в колонии общего режима.
Чем известен Сергей Кельбах
Родился в 1959 году в городе Славгород Алтайского края. Окончил Ленинградский инженерно-строительный институт. С 1996 по 2007 год был генеральным директором ООО «Агентство Нойдорф-Стрельна» — оно было создано для реализации проекта строительства компактного поселения российских немцев в поселке Стрельна Петродворцового района Ленинградской области. Этот проект осуществлялся в рамках межправительственной российско-германской комиссии по проблемам российских немцев. В 2008–2009 годах был генеральным директором ФГУ «Дороги России», в 2009-м перешел на работу в государственную компанию «Автодор», с декабря 2011 года до февраля 2019-го был председателем правления компании, уволился по собственному желанию.
По версии следствия, действия Кельбаха привели к нарушению сроков строительства ЦКАД, в результате чего увеличилась его стоимость. Как полагает следствие, обвиняемый действовал из соображений карьерного роста и получения премий. Следственный комитет оценил ущерб от действий экс-главы «Автодора» более чем в 2 млрд руб.
Топ-менеджер госкомпании, являвшейся заказчиком строительства ЦКАД со стороны государства, был задержан в октябре 2021 года. В то время он уже не работал в «Автодоре», а был советником главы РЖД Олега Белозерова по инвестиционным вопросам.
Уголовное дело было возбуждено в 2019 году, о чем сообщал генеральный прокурор Юрий Чайка. На совещании с председателем Счетной палаты Алексеем Кудриным он рассказывал, что расследование в отношении экс-главы «Автодора» ведется из-за «большого объема нарушений». Разобраться со срывом пуска первого участка ЦКАД и удорожанием строительства с 300 млрд до 313 млрд руб. в 2018 году поручил президент Владимир Путин. Генпрокуратура и Счетная палата нашли масштабные нарушения при строительстве дороги.
Основными причинами срыва сроков Счетная палата в опубликованном в начале 2019 года отчете назвала «низкое качество проектирования» и «длительность процедур по изъятию и оформлению земельных участков». По мнению аудиторов, на всех участках ЦКАД не хватало рабочих и дорожно-строительной техники, чтобы ликвидировать отставание. Аудиторы также указали на неэффективную работу «Автодора» при строительстве ЦКАД. Так, к концу проверки, в декабре 2018 года, госкомпания не скорректировала проектно-сметную документацию по изменению границ полосы отвода дороги и переустройству коммуникаций, что привело к невозможности начать другие работы на участках — строительство переходов и искусственных сооружений (мосты и водоотводы).
«Автодор» также не успел заключить договоры на строительство нескольких объектов и не выполнил план и по внебюджетным инвестициям: на 15 ноября 2018 года объем внебюджетного финансирования третьего участка ЦКАД составил только 14 млрд руб. — это около половины суммы, предусмотренной на 2017–2018 годы (26,6 млрд руб.), говорилось в сообщении Счетной палаты по итогам проверки.
В деле Кельбаха три эпизода. По версии следствия, в 2015 году обвиняемый согласовал незаконную оплату ООО «Кольцевая магистраль» комиссии за банковскую гарантию на 3,9 млн руб. в Газпромбанке. В пресс-службе Газпромбанка сообщали, что выдавали банковскую гарантию, упомянутую следствием, на законных основаниях в рамках активного и долгосрочного участия банка в проекте строительства ЦКАД.
Следствие также считает, что Кельбах неправомерно предоставил аванс компании Араза Агаларова «Крокус Интернешнл» на 2 млрд руб. В августе 2015 года «Автодор» подписал с «Крокус Интернешнл» соглашение о долгосрочном инвестиционном сотрудничестве на строительство и содержание первого пускового комплекса ЦКАД (ЦКАД-1) протяженностью 49,5 км (96–146-й км) по территории городского округа Домодедово, Подольского района Московской области, Троицкого административного округа Москвы и Наро-Фоминского района Московской области. Общая стоимость этого участка составляла 48,9 млрд руб. с НДС (из них 6,7 млрд руб. вкладывал «Крокус»), дорогу должны были сдать в октябре 2020 года. Церемония открытия состоялась в июле 2021 года.
Как заявляет Следственный комитет, на строительство, содержание и ремонт первого участка ЦКАД между Минским шоссе и трассой М4 «Дон» протяженностью 49 км «Крокус Интернешнл» было выделено в общей сложности 48 млрд руб., но подрядчики расходовали эти средства не по целевому назначению.
В рамках этого контракта в 2017 году «Крокус» получил аванс 2 млрд руб., предоставление которого оспаривает СК. «Все авансы выплачивались в пределах 30% от государственного финансирования (то есть на авансы предусмотрена выплата не более 30% от общего размера госучастия в проекте. — РБК), и они были обеспечены гарантией Сбербанка», — заявлял РБК представитель «Крокуса».
Третий эпизод связан с тем, что Сергей Кельбах, как утверждало следствие, необоснованно принял и оплатил ОАО «Союздорпроект» выполненную, но не предусмотренную федеральной целевой программой разработку документации по планировке территории строительства пускового комплекса № 2 ЦКАД. В результате бюджет потерял еще 132,6 млн руб.
С октября 2021 года Сергей Кельбах находился под домашним арестом по решению Басманного районного суда. В суде адвокат бывшего главы «Автодора» заявлял, что его подзащитный не мог единолично принимать решения по строительству, а деньги в рамках спорных сделок распределялись уже после увольнения Кельбаха из госкомпании.